Ольга Ципенюк беседует с режиссером Павлом Чухраем
На Сахалине завершился 3-й Международный кинофестиваль «Край света». О новом фестивальном формате и своих планах «Огоньку» рассказал председатель жюри «Края света» режиссер Павел Чухрай
— Что может дать российскому зрителю тот кинематограф — во многом авторский, альтернативный,— который представлен на сахалинском кинофестивале?
— «Край света» — замечательная возможность увидеть фильмы, которые часто не доходят до широкого зрителя. «Титаник» и «Аватар» всегда можно посмотреть в кинотеатре или на диске. А о выдающихся работах мастеров Китая, Японии, России, Европы, которые представлены на фестивале, зритель часто даже не имеет информации. В Южно-Сахалинске мы видели полные залы, видели, как людям нужно вот такое «другое» кино. Особенно радостно видеть молодежь — не только на фильмах, но и на мастер-классах, на горячих, эмоциональных дискуссиях после просмотров.
— Основой вашего будущего фильма станет рассказ Анатолия Кима «Месть». Что делает прозу Кима притягательной для вас?
— Моя первая любовь к Киму — это сахалинский цикл, ранние рассказы. Впервые я прочел «Месть» давно, еще в 1980-е, и с тех пор довольно часто перечитывал: он каким-то странным образом будил мою фантазию. Я чувствую удивительную мировоззренческую близость к тому, как Ким описывает людей и их жизнь, мне очень понятны его приемы. И я всегда чувствовал, что это замечательная проза, русская литература в лучшем ее виде.
— В рассказе история Сунгу, главного героя, тянется почти четыре десятилетия. В фильме действие тоже будет разворачиваться так долго?
— Экранная версия будет более компактной по времени, действие начнется за несколько лет до рождения главного героя и продлится примерно до его 25-летия: с 20-х годов прошлого века до окончания Второй мировой войны.
— Пересказывать фабулу — дело не вполне благодарное, но давайте попытаемся сделать это не в ущерб сюжету будущего фильма.
— Попробуем. В Корее, в заброшенной горной деревушке, учитель во время урока в порыве ярости убивает маленькую ученицу и убегает из деревни. Отец девочки пускается за ним в погоню и, спустя годы, возвращается ни с чем. Изможденный, опустошенный морально и физически, он понимает, что не может уйти из этого мира, не отомстив за единственного ребенка. С согласия своей уже немолодой жены он приводит в дом наложницу, которая рожает ему сына Сунгу. Через несколько лет отец, чувствуя приближение смерти, рассказывает мальчику о том, для чего тот, собственно, был рожден, и вручает серп — символ мести, которая должна покарать убийцу его сестры. Повзрослевший Сунгу начинает преследовать учителя, но оттягивает исполнение долга, лежащего на нем невыносимым грузом. Путь приводит Сунгу на Сахалин, где спустя годы заканчивается эта погоня…
— Ким в рассказе говорит о пропасти между человеческим предназначением, данным свыше, и долгом — предназначением, навязанным обстоятельствами…
— Совершенно верно. И для меня это история о том, что месть — какой бы справедливой она ни была — ничего не решает, она бесплодна по своей сути. Боль утраты можно заглушить только поступком, исполненным человечности, доброты и благородства. Зло нельзя искупить, но можно снять проклятие, в этом случае проклятие, которым становится для героя его долг. То, как удивительно гуманистически Ким завершает свой рассказ, и есть главное, что привлекает меня в этой истории.
— Мы с вами беседуем на фестивале «Край света», где много корейского, китайского, японского кино. Традиционно кинематограф этих стран рассказывает «сам про себя». Вы не боитесь снимать историю про корейскую душу — уж никак не менее загадочную, чем русская, особенно для человека со стороны?
— Опасение понятное. Но для меня эта история в первую очередь общечеловеческая. Герой «Мести» ясен мне по своим поступкам. Ну да, другая ментальность имеет значение. Но Куросава снимал и Достоевского, и Макбета. Мне эта другая ментальность интересна, и я уверен, что ее можно показать. Хочется открыть ее через напряженную, как сжатая пружина, историю человека, который попадает на послевоенный Сахалин, через его жизнь в новой для себя, незнакомой среде. Из штрихов и деталей рождается понимание того, что поначалу кажется чужим.
— Расскажите о партнерах проекта. Чем вызван их интерес к сотрудничеству?
— Это будет совместный российско-корейский проект. Нам повезло: нашим партнером стал крупный корейский продюсер Ли Джу Ик. Он много снимает в Корее, Японии, Китае, часто работает в Голливуде. Ли Джу Ик знает книги Кима — Анатолия Андреевича вообще очень уважает читающая Корея. Ну и мое имя, мои фильмы — все ему было интересно, все устраивало: он подписался на проект еще до знакомства со сценарием.
— Вы ездили в Корею смотреть натуру. Там есть условия, чтобы воссоздать атмосферу практически столетней давности?
— Я поехал туда, когда только начал «разминать» сюжет: важно было работать над сценарием, уже имея какое-то представление о тех местах, где история начнется. И важно было понять, на что я могу рассчитывать, снимая то время. Там есть несколько интересных этнографических зон, хотя страна очень быстро и сильно меняется. Но главное — там есть декорационные комплексы, которые меня совершенно поразили: деревни XVIII века, города, поселки. Причем кинематографически они сделаны очень выразительно, профессионально для любых съемок. Представьте себе огромный, голливудского размаха город: Сеул начала века, Сеул 1920-х, 1940-х, 1970-х годов… Невероятно! Рядом с городом стоят самолеты, железная дорога, танки… Все, что хочешь,— бери и снимай… В России мы о таком даже мечтать не можем, а в маленькой Корее — пожалуйста. Вообще, это очень красивая, разнообразная страна — горы, порты, приморская часть.
— Как будут проходить съемки здесь, на Сахалине?
— У нас пока только выстраивается программа по выбору натуры. Впереди поездки по острову: понадобятся объекты, идентичные тем, что были здесь в 1940-е годы: шахтерские городки, поселки, старые портовые сооружения. Ну а природа не изменилась, здесь так же потрясающе красиво, как и полвека назад. Побережье, мощный океан — очень хочется это снять.
Самый дальний фестиваль
Детали
«Край света» прошел на Сахалине уже в третий раз
Алексей Медведев, программный директор фестиваля, особенность сахалинского кинофорума определил так: «Я с детства любил слово «остров», это слово-мечта. Поэтому когда предложили организовать фестиваль на Сахалине, я подумал, что можно сделать остров хорошего кино для хороших людей. Новые российские картины соседствовали у нас с лучшими азиатскими лентами. Фестивальная программа получилась действительно яркой и насыщенной».
География фестивального конкурса отражала его первоначальную идею — создать дальневосточный форум качественного кино. В этом году свои ленты представили Россия, Япония, Южная Корея, Казахстан, Таиланд, Шри-Ланка, Филиппины. В плотной внеконкурсной программе нашлось место азиатской и израильской анимации, одноминутному видео, фильмам — биографиям выдающихся режиссеров, подборке «Самое главное» — лентам — участникам и призерам важнейших кинофестивалей мира, блоку «Колесо обозрения» — картинам о детях и для детей. Для регионального руководства кинофестиваль «Край света» — предмет гордости и вполне серьезной заботы, в том числе финансовой. Свидетельство тому не только солидные денежные призы, но и бесплатные билеты для всех зрителей. Жюри фестиваля возглавил режиссер и сценарист Павел Чухрай, а его коллегами были актриса Виктория Толстоганова, писатель Евгений Гришковец, японский продюсер Дзиро Синдо, один из создателей фильма — призера ММКФ «Жажда жизни», и китайский режиссер Цзя Джанкэ, широко известный по фильму — лауреату Каннского фестиваля «Прикосновение греха».
Гран-при фестиваля получила лента «Запечатлеть отца» японского режиссера Реты Накано. Приз почетного президента фестиваля Аллы Суриковой и гран-при зрительского конкурса достался картине «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского.
Как отметил Алексей Агранович, генеральный продюсер фестиваля, «в отличие от других фестивалей, во многом работающих на профессиональное сообщество, на «Краю света» кинематографисты занимаются довольно редким делом — находятся в постоянном контакте со зрителем не только посредством фильмов, но и в ходе мастер-классов, творческих мастерских, круглых столов и обсуждений, которые проходят после каждого просмотра».