Ольга Ципенюк о Hotel de Russie в Риме
Этот выдающийся по разным меркам отель из коллекции Rocco Forte Hotels, спроектированный в начале XIX века великим Джузеппе Валадье, стоит в самом центре Рима, в паре десятков метров от площади Пьяцца-дель-Пополо. Ее красотой можно любоваться с балкона номера в de Russie — кажется, что до купола церкви Санта-Мария-деи-Мираколи, стоящей на площади, вот-вот дотянешься рукой. А может быть, вам достанется номер с видом на парк виллы Боргезе, и утром в комнату сквозь балконную дверь осторожно проникнет аромат цветущих апельсиновых деревьев.
С момента открытия в 1837 году Hotel de Russie оправдывал свое название — его сдержанная роскошь привлекала царское семейство Романовых, а вслед за ним — российскую знать. Здесь останавливался Дягилев со своей балетной труппой, выступал Нижинский и часто появлялся Стравинский, в честь которого по сей день называется здешний бар. Еще вам обязательно расскажут, что в 1917 году в отеле жили Пикассо и Жан Кокто, работавшие над постановкой «Парада» — эксцентричного балета на музыку Эрика Сати. Говорят, творцы поселились в соседних номерах и, высовываясь из окон, могли срывать апельсины в саду. Этот «секретный» — невидимый с улицы — террасированный сад занимает почти три тысячи квадратных метров, усаженных пальмами и вьющимися розами.
Концепция «простая роскошь» как нельзя лучше определяет классический стиль интерьера. Нет ни парчовых штор, ни картин в рамах с завитушками, ни тяжелой вычурной мебели, зато бережно сохранены приметы классической римской архитектуры, которые отлично уживаются с элементами современного дизайна и живописи — местами вполне дерзкой.
Отель немаленький — 122 номера, четверть из них — роскошные люксы. Но ощущения муравейника не возникает ни разу: шаги редких встречных в коридорах глушатся коврами, а количество персонала и безупречный сервис покрывают, кажется, любые прихоти каждого из привередливых постояльцев. Есть даже персональный шопер, что логично: вокруг отеля рассыпаны гроздья самых звездных модных брендов — от демократичных на via del Corso до роскошных на via Condotti и via del Babuino.
Номера встречают спокойными оттенками голубого и зеленого, прохладным мрамором ванных комнат, а главное — полной тишиной, не дающей поверить, что вы в самом сердце Рима. Создавший коллекцию выдающихся гостиниц Рокко Форте часто повторяет, что принципиальным для него является расположение отеля: непременно центр города, но обязательно — возможность создать оазис покоя.
Его правоту подтверждают первые же минуты, проведенные здесь. Расположение Hotel de Russie иначе как гениальным не назовешь: пешая доступность всех points of interest — и при этом полное отсутствие суеты и пасторальная тишина вокруг. Для первой прогулки по окрестностям лучше всего сразу нырнуть на узкую via Margutta. В фильме «Римские каникулы» именно на ней непобедимо обаятельный Джо Брэдли — Грегори Пек — встретил сонную принцессу Анну — Одри Хепберн. Фильм прославил тихую улочку, и с середины 1950-х здесь стала селиться творческая богема.
Миновав толпу на Испанской лестнице, надо выйти на площадь Испании. Дальше — заглянуть в перчаточный магазинчик, они здесь на каждом шагу, и обязательно выйти с добычей — парой перчаток нежнейшей телячьей кожи, непременно какого-нибудь загадочного сизого, изумрудного или ванильного цвета. Потом можно пересечь via Frattina, дойти до площади Сан-Сильвестро, а оттуда — к фонтану Треви, продолжить по via delle Quattro Fontane, чтобы постоять на перекрестке Четырех Фонтанов, откуда рукой подать до площади Республики.
Если к этому моменту ноги будут гудеть — самое время зайти в базилику, возведенную на месте терм Диоклетиана. Там можно присесть на скамью, передохнуть в гулкой, поразительной акустики тишине и двинуться в обратный путь — не повторяя маршрута. Например, дойти до крошечной площади Сан-Бернардо, откуда просторная via Venti Settembre и шумная via Barberini приведут на площадь Барберини. Здесь постоять у фонтана Тритон и не пропустить на другом конце площади еще одно творение Бернини — фонтан Пчел. Пчела — часть герба рода Барберини, сакральное насекомое, по преданию, спасшее занемогшего наследника, когда от того отказались врачи.
Прогулка близится к завершению — осталось по via Sistina вернуться на холм Пинчо, спуститься по Испанской лестнице, пересчитав все 138 ступеней, и снова оказаться в бутиковом раю via del Babuino.
После интенсивной познавательной прогулки светлый мраморный холл Hotel de Russie покажется воплощением покоя и неги. Отсюда — прямой путь в спа-центр отеля, который продолжает и, можно сказать, развивает традиции римских купален: мозаичный гидромассажный бассейн наполнен морской водой. Говорить о разнообразии предлагаемых процедур даже неловко: размер текста просто не позволит упомянуть все марки дорогой органической косметики для лица и тела, которые здесь используются.
Ну а вечером — ужин. Гордость отеля — ресторан Le Jardin de Russie, один из лучших в Риме. Разумеется, классика итальянской кухни: чего стоит хотя бы знаменитый cacciucco — суп-жаркое каччукко с осьминогом и каракатицей, в котором, по легенде, должно быть не менее пяти сортов рыбы и морепродуктов — по числе букв «с». А ближе к ночи пестрая публика, состоящая из постояльцев и римлян, знающих толк в хорошей жизни, соберется в баре Stravinsky. Выдержанный коньяк и фирменный коктейль Lady Bird одинаково хорошо пьются под открытым небом, а благоухание розовых кустов составляет отличный ароматический фон для омаров с апельсиновым соусом. И нет ни одной причины, чтобы не примкнуть к этим прожигателям жизни — пусть ненадолго, но с головой окунувшись в мир сибаритской роскоши и гастрономических утех.